Утилизация аккумуляторных батарей по окончанию срока эксплуатации

Каждый аккумулятор, вне зависимости от типа, имеет определенный срок эксплуатации, по окончанию которого изделие элементарно приходит в негодность. Если рассматривать их с точки зрения отходов, то АКБ имеют второй класс опасности ввиду высокой концентрации свинца, серной кислоты и прочих элементов, существенно разрушающих экологию.

Утилизация аккумуляторных батарей – приоритетная задача современности, позволяющая «убить» двух зайцев одновременно: спасти экологию и использовать сырье отработанного изделия вторично. Что нужно знать, к кому обращаться и куда, собственно, сдавать отработанный источник питания? Обо всем по порядку.

Старый АКБ

Типы аккумуляторных батарей

Утилизация аккумуляторов – дело благородное, вот только нужно сначала понять, какой именно тип АКБ у вас на руках. Существует 8 ключевых классификаций, каждая из которых обладает собственной степенью токсичности:

  • Свинцовые. Содержат в составе как свинец, так и соединения на его основе. В качестве электролита используют серную кислоту. Делятся на тяговые, стартерные, стационарные и портативные АКБ;
  • Никель-кадмиевые. Реагентом выступает гидроксид никеля и, собственно, кадмий. Электролитом служит гидроксид калия;
  • Железо-никилевые. Состоят из чистого железа (Fe), гидроксида натрия/калия, а также окиси никеля;
  • Никель-металл-гидридные. Состав включает литий, оксид никеля, гидроксид калия и никель;
  • Серебряно-цинковые. В основе лежит кадмий либо цинк, а также гидроксиды калия и оксид серебра;
  • Литий-ионные. Состоят из лития и оксида кобальта;
  • Литий-полимерные. Состав включает ванадий, марганец или кобальт, а также литий.

Учитывая «букет» химических соединений, входящий в состав любого из АКБ, переработка подобных источников питания – одна из приоритетнейших задач современного общества. Другое дело, что заниматься этим могут исключительно организации, получившие лицензию.

Куда можно сдать аккумулятор

Любая батарея, не способная работать, вредит не только экологии, но и человеку, поэтому каждый АКБ требуется в срочном порядке утилизировать. Сегмент подобных предприятий с каждым годом набирает все большие обороты ввиду выгоды и востребованности. Более того, за каждый аварийный источник питания вам еще и платить будут. Другое дело, что не всем по карману лицензия на хранение, транспортировку и скупку опасных химикатов 2 класса, поэтому настоятельно спрашивайте соответствующий пакет бумаг.

Да, существуют компании, проводящие подобные мероприятия и без требуемых бумаг, однако зачастую они требуют предварительно слить электролит перед переработкой. И лишь затем они произведут утилизацию старых аккумуляторов.

Важно: Электролит – серная кислота, разбавленная дистиллированной водой. Даже в таком состоянии она может сильно повредить кожный покров. Испарения электролита крайне опасны для органов дыхания.

Электролит в жидкой или газообразной форме вызывает множественный химический ожог кожи и дыхательных органов, а также слизистой. А если она каким-то чудом попадет в глаз – слепота обеспечена. В лучшем случае пострадавший может отделаться сильным ожогом. Не вздумайте сливать жидкость самостоятельно, тем более экологии вы так точно не поможете. Если в городе не нашлось подходящих «белых» организаций, скупающих АКБ, отнесите его лучше в автомастерскую. Утилизация автомобильных аккумуляторов – это по их части.

Элементы питания портативной техники

Если с полновесными автомобильными батареями ситуация более-менее ясна, то остаются еще и портативные элементы питания. Сейчас многие магазины и точки розничной торговли электроники устанавливают специальные контейнеры для утилизации, куда каждый может отнести отработанные АКБ.

Подобная инициатива была предпринята организациями, занимающимися решением проблем с экологией. Они создают специальные мобильные бригады, проводят кампании по устранению отработанных элементов и не только.

Технология переработки аккумуляторов

Сломанные аккумуляторы

Схема утилизации для каждого из типов батарей имеет относительно схожий принцип. Правда, для некоторых изделий требуется на 2-3 действия больше или меньше. Общая таблица выглядит следующим образом:

  1. Освобождение от электролита на автоматической технологической линии. Таким образом исключается вредоносное воздействие химикатов на человека;
  2. Измельчение. Сырье отправляется в дробилку под воздействием раствора соды. Этот элемент полностью нейтрализует электролит;
  3. Дробленая субстанция поступает в магнитный сепаратор, которые отделяет все металлосодержащие компоненты;
  4. Вибрационная стойка с разномастными ячейками просеивает компоненты, сортируя их по степени измельчения. Особо крупные отправляются на повторное измельчение;
  5. Материал нужной фракции отправляется по конвейеру в сепаратор для последующего разделения;
  6. После прохождения сепарации и обезвоживания получается готовое сырье для дальнейшей эксплуатации (свинец, поливинилхлорид и полипропилен).

Подобная перерабатывающая линия, работающая в автономном режиме, стоит немало, поэтому позволить ее могут лишь крупные организации. Из этого следует, что большинство компаний по-прежнему используют ручной метод, хоть он и опасен.

Ручная утилизация выглядит следующим образом:

  1. Освобождение АКБ от электролита;
  2. Промывание батареи раствором соды для нейтрализации остатков серной кислоты;
  3. Разборка корпуса на составные части;
  4. Сортировка на металлические и пластиковые (полимерные) составляющие с последующей обработкой, присущей этим элементам.

Несмотря на опасность, ручная утилизация славится выше ввиду получения сырья более высокого качества. Однако данный процесс требует большой концентрации рабочей силы и физических усилий. Также важна осторожность при работе с высокотоксичными соединениями и элементами. Из-за этого обработка человеком на данный момент применяется все реже в угоду безопасности.